Никогда не жалейте о том, что сделали, если в этот момент вы были счастливы.

Сонная Лощина

Sleepy Hollow

год
страна
слоган«Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?»
режиссерТим Бёртон
сценарийКевин Ягер, Эндрю Кевин Уокер, Вашингтон Ирвинг
продюсерСкотт Рудин, Адам Шредер, Френсис Форд Коппола,...
операторЭммануэль Любецки
композиторДэнни Элфман
художникРик Хайнрихс, Кен Корт, Джон Декстер, ...
монтажКрис Лебензон, Джоэль Негрон
жанружасы, фэнтези, триллер, детектив, ...
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США 19.8 млн, Франция 2.35 млн, Великобритания 2.31 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
рейтинг MPAAрейтинг R
время105 мин. / 01:45
Нью-Йорк, 1799 год. Икабода Крэйна, молодого констебля, отправляют в местечко Сонная лощина для расследования загадочных убийств. Все жертвы, как сообщает местное население, погибают от меча всадника без головы.

Все они обезглавлены, а головы исчезли. Крэйну приходится убедиться, что это не легенда, а страшная правда. Становится очевидно, что убийца приходит с того света, что в преступлениях замешаны ведьмы и иная нечисть. Всадника нельзя убить пулей, всех смельчаков он побеждает в схватках. Но каковы мотивы злодеяний?..

Эту работу известного американского режиссёра Тима Бёртона многие сразу же сопоставили, проведав о некоторых из его пристрастий, с несколько наивными и аляповатыми по исполнению фильмами ужаса, которые создавала в 50—60-е годы английская компания «Хаммер». Однако немаловажно и то, что Бёртон с самого начала собственного творчества в кино был, прежде всего, склонен к стилистике комикса и к чуть более страшной мистической сказке, но всё-таки остающейся детской и непосредственной по своей природе. Вот и экранизация мистического рассказа «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, классика американской литературы, получилась вполне комиксовой и сказочной — и весьма высокие прокатные результаты лишь подтвердили её ориентацию именно на массовое восприятие, к чему Тим Бёртон вернулся после явно эстетского проекта «Эд Вуд» и чересчур сатирической фантастической ленты «Марс атакует!».

В «Сонной Лощине» (так, кстати, называется деревушка, куда прибыл из Нью-Йорка с целью расследования загадочных убийств молодой констебль Ичэбод Крейн, которого сыграл в третий — и не в последний — раз снявшийся у Бёртона культовый актёр Джонни Депп) режиссёр подчас демонстративно снижает пафос таинственного и непостижимого, практически выставляя героя на посмешище. Он забавно боится всего, словно ёжик, оказавшийся в тумане, и время от времени падает в обморок, будто впечатлительная барышня. Хотя тут же собирает свою волю в кулак и реабилитируется в глазах окружающих, в первую очередь — перед юной Катриной, в которую сразу по приезде влюбился.

Разумеется, в картине наличествуют и леденящие кадры с проносящимся на коне безголовым всадником, который рубит с размаху головы, казалось бы, ни в чём не повинных жителей; страшит ретроспективная сцена гибели того, кто когда-то был не призраком, а человеком, но всё равно кровожадным; пугают натуралистические детали его посмертных злодеяний… Но во всём этом тоже есть намеренный перебор, что вынуждает публику воспринимать ужасное со смехом. Инфернальная история превращается в «детскую страшилку», которая, конечно, должна пощекотать нервы, но самое главное — просто обязана доставить громадное удовольствие и слушателям-зрителям, и рассказчику, особенно довольному, что удалось по-настоящему увлечь и произвести неизгладимый эффект на собравшихся.

Между прочим, и визуальная сторона этого фильма (ряд премий достались оператору, художнику и художнику по костюмам), как и непременные спецэффекты, рассчитаны именно на восхищение — и почти все рецензии критиков начинаются как раз с преувеличенных восторгов по поводу красот кинопроизведения Тима Бёртона. Если уж честно, ранее появлялись куда более красивые ленты из разряда мистических сказок — допустим, «Легенда» Ридли Скотта, которая была обругана многими и провалилась в прокате. А Бёртон, будучи безусловным формалистом и любителем искусства для искусства, всё-таки подвержен типично американскому «вирусу успеха». И когда широкого зрительского признания нет, то болезненно переживает это.

Попытавшись определить, что же представляет из себя «Сонная Лощина», можно сказать, согласно методике американских критиков описывать работы при помощи сопоставлений, что в ней повенчаны «Эдвард Руки-Ножницы» (печальная городская фантастическая сказка, кстати, с тем же Джонни Деппом в заглавной роли «парня не от мира сего») и визуально щедрый комикс «Бэтмен» / «Человек-Летучая мышь». Однако приятному во всех отношениях очередному творению Тима Бёртона не хватает главного — умного переосмысления легенд и мифов человеческого сознания, что в наиболее адекватной форме ему удалось (и, между прочим, без ущерба для кассы!) сделать только однажды в самой лучшей картине «Бэтмен возвращается».